Ответ на поставленный вопрос распадается на два аспекта:
1. Оказание медицинской помощи отсутствующему лицу, и
2. Предоставление информации без согласия пациента (врачебная тайна).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с отраслевыми стандартами «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав», утвержденными Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 269, простая медицинская услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле <пациент> + <специалист> = <один элемент профилактики, диагностики или лечения>.
К сожалении, в настоящее время указанные стандарты приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 412 утратили силу, в замен которых еще не приняты новые. Но действует Номенклатура медицинских услуг, являющаяся Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
При этом, ни один из классов не предусматривает оказание медицинских услуг, в том числе без использования приспособлений и/или приборов без контакта врача с пациентом. Например, наиболее подходящий к рассматриваемому случаю 01 раздел класса "A" предусматривает функциональное обследование без использования приспособлений и/или приборов и выполняемое непосредственно медицинскими работниками и включает физикальные исследования, в том числе сбор жалоб, анамнеза, перкуссию, пальпацию и аускультацию.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», диагностика также предусматривает комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Таким образом, полагаю, что действующим законодательством не предусмотрена возможность оказание медицинской помощи пациенту без непосредственного контакта с ним.
Второй аспект заключается в соблюдении врачебной тайны (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), под которой понимается не допущение распространения сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
Данные сведения, в соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не могут быть разглашены лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, без письменного согласия гражданина (или его законного представителя) в том числе после его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
К исключительным случаям не относятся члены семьи пациента.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
При этом, перечень, содержащий круг близких родственников является исчерпывающи, и не распространяется на «снох», «заловок», «невесток» и т.п.
На основании вышеизложенного, полагаю, что ответом на поставленный вопрос должен быть: нет, не возможна.
Заместитель главного врача по правовым вопросам и персоналу О.А. Белозерова