1

Тема: Вопрос Филимонову А.В.

Добрый день, Александр Вячеславович!
Не думала, что удастся с Вами пообщаться после того, как Вы уехали из Самары. Очень обрадовлась, когда увидела Вас на форуме.
Пишет Ваша бывшая пациентка - Кузённая Оксана, 36 лет (РМЖ), если помните, мы с Вами делали лучевую на подключичный узел в январе этого года и в марте - облучали электронами рецидив в области послеоперационного рубца.
У меня опять беда - сегодня получила результат гистологии очередного лимфоузла - на этот раз на шее, за ухом (иссекли неделю назад) - опять mts, уже пятый рецидив. После разговора с химиотерапевтами поняла, что выбор препаратов у них сейчас небольшой, в частности нет таксанов, предлагают лечение платиной.
Как Вы думаете, надо ли делать лучевую на область рецидива? С начала года уже было два курса на разные места.
Порекомендуйте, пожалуйста, что можно ещё сделать в этой ситуации - бесконечные рецидивы в лимфоузлах.
Может стоит пройти более комплексное обследование за границей, например в Израиле, может возможно будет подобрать индивидуально какой-то препарат, который будет эффективен и даст длительную ремиссию.
Потому что у нас колят, по моему, то, что есть в данный момент на складе, ни о  каком индивидуальном подходе речь не идёт. Прочитала где-то здесь на форуме, что важно даже - кто производитель конкретного препарата, а мне последний раз делали химиотерапию (1.5 года назад)следующим образом - один курс таксотер с кселодой, на следующий курс - кончилось и то и другое, делали паклитакс, потом кончился и он, вводили интаксел, потом опять таксотер уже с фторурацилом (кселода так и не появилась). Может поэтому и эффекта особого нет?

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Здравствуйте Оксана! Последний лимфоузел достаточно высоко, тоже справа? Конечно, имеет смысл провести более серьезное обследование. В Самаре кроме УЗИ лимфоузлов можно выполнить МРТ. Для поиска микрометастазов - ПЭТ (позитрон - эмиссионная томография), ближайший томограф в Москве.
Что касается индивидуализации химиотерапии - не думаю, что на сегодня есть достоверно эффективный способ предсказать чувствительность РМЖ к химиопрепаратам. Посоветуйтесь с Михаилом Валерьевичем Коппом, на этот вопрос лучше него никто не ответит, к тому же возможности зарубежных клиник он знает "из первых рук".
У Вас есть мой сотовый? Звоните

3

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Да, лимфоузел опять справа. Насколько ухудшает прогноз такое его расположение? Вообще-то у меня был узел 2 года назад под правой подмышкой, что тоже достаточно далеко. Вообще, все узлы находят почему-то на правой стороне, хотя мастэктомия была слева. Что это - анатомические особенности? Или причина в том, что самая первая операция в 2000 году была органосохраняющая с удалением подмышечных и подключичных л/у слева? И при рецидиве в послеоперационный рубец в 2005 году все mts двинулись в другую сторону, поскольку все естественные пути отступления были перерезаны?
С Коппом я сегодня разговаривала, он в целом поддержал идею об Израиле, дал телефоны, сейчас занимаюсь этим вопросом. Но особого энтузиазма в его глазах я не увидела. Может вся эта затея - пустая трата денег? Утопающий хватается за соломинку.
Может лучше написать завещание и купить белые тапки? (шутка).
Или соглашаться на платину в Самарском диспансере?
А телефона у меня Вашего нет sad

Re: Вопрос Филимонову А.В.

тел. 89505045490, время + 1 час к самарскому

5

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Добрый день, Александр Вячеславович.
Сегодня вернулась из Израиля, провела 2 недели. Рассказываю.
Во-первых, они провели пересмотр гистологических препаратов, которые я привезла с собой и повторили иммуногистохимию. Результат поверг меня в шок. Полтора года назад я отвозила препараты (блоки и стекла)в Москву в РОНЦ им.Блохина и результаты иммуногистохимии были следующими: эстрогены - 0; прогестерон - 18 (не знаю в % или в чем еще),  HER2neu - 1+. Правда там долго морщились и сказали, что качество стекол очень плохое. (что мешало им сделать новые срезы?)
В феврале этого года Кочетков посылал свежий гистологический препарат в Казань для уточнения иммуногистохимии - HER2neu пришел вообще отрицательным, гормоны они не делали;
В Израильской клинике на основании все тех же блоков сделали новые срезы, не поверив тем стеклам, что я привезла. Результаты: эстрогены - более 80%! (сильная экспрессия); прогестерон - 15% (умеренная экспрессия - кстати почти совпало с Московским результатом) HER2 - 10% (2+), но пишут - слабо-умеренная экспрессия;
В связи с этим напрашивается вопрос - за что вообще берут деньги (и немалые) в московских лабораториях, я уж молчу про Казань и Самару ( в Самарской лаборатории делали иммуногистохимию еще в 2005 году и эстрогенов тоже не нашли - может те же самые стекла рассматривали и в Москве, поленившись сделать свои?)
Если бы не эти (не побоюсь этого слова) ошибки, можно было бы начать гормональную терапию гораздо раньше. Мне сказали в Израильской клинике, что при таких результатах иммуногистохимии в первую очередь показана гормональная терапия, а химиотерапия уже не так эффективна. Может не потеряли бы столько времени и имели бы совсем другую картину.
Провели мне там полную томографию всего организма (не ПЭТ, а похоже КТ с контрастом). Одно пока утешает:
в мозге, легких, печени и вообще брюшной полости MTS не нашли, правда лимфоузлы имеются -шейные, надключичные и даже медиастернальные (так по-моему называются, извините, если путаю). Это не удивительно, ясно было сразу, что последний мтс в шейный узел очень далеко и что он конечно далеко не один.
Какое лечение порекомендовали: Фемара по 2,5 мг каждый день пока в течение 3 месяцев, потом опять приехать на осмотр и повторное КТ, чтобы посмотреть динамику. Всё. Никакой химиии, сказали, что я уже получила её более чем достаточно, чтобы сделать вывод о низкой её эффективности. При этом израильский профессор даже уверил меня, что шанс на положительную динамику от такого гормонального лечения (вплоть до полного исчезновения мтс) - 50%. Как в анекдоте про блондинку: Фифти-фифти: либо вылечусь, либо нет.
В связи со всем этим много вопросов и сомнений:
слишком смущает прямо противоположный результат иммуногистохимии, неужели в наших лабораториях такие, простите меня, лохи. Может все-таки не успокаиваться на достигнутом и послать ещё куда-нибудь. Или все-таки довериться в этом полностью израильским специалистам?
Как-то страшно без химиотерапии. Ощупываю свои лимфоузлы, некоторые просто прощупываются, и задаюсь вопросом - неужели их можно победить приемом маленькой таблетки 1 раз в день?
Препарат уже пью 5 дней. Первый результат, сказали, ждать не раньше, чем через 6-8 недель. А если препарат не подействует, за это время можно просто склеить ласты?
В любом случае, в Израиль, наверно съездила не зря. Появились какие-то новые горизонты, а то казалось, что я уже в полном тупике и М.В.Копп уже тоже разводил руками.
Александр Вячеславович, доверяю Вам полностью как очень хорошему специалисту. Развейте мои сомнения или наоборот, выскажете свои.

Re: Вопрос Филимонову А.В.

успех нашего дела очень сильно зависит от правильного диагноза. Если честно - разница в ответах морфологов слижком уж большая - 0 и 80% ! это очень странно. Может быть в израильской клинике смотрели препараты февральские? это было бы больше похоже на правду. По крайней мере можно объяснить причину.
Если сейчас имеем высокую экспрессию рецепторов эстрогенов, то показана гормонотерапия. Химиотерапия в любом случае была показана, но в данный момент, поскольку практически все препараты исчерпаны и с учетом новых данных, действительно не имеет смысла.

7

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Добрый день, Александр Вячеславович!
Давно я не выходила на форум. Вроде всё было неплохо. На фемаре лимфоузлы практически ушли. Ещё в июне на томографии в Израиле были обнаружены Mts в костях таза и позвоночника (литические очаги). В сентябре, при следующем обследовании в Израиле отмечалась значительная положительная динамика - лимфоузлов не видно вообще, Mts в костях - в основном в фазе склерозирования. Была назначена ещё Зомета. К настоящему моменту прошла 5 курсов. Самочуствие было просто замечательное.
И вдруг - 8 января у меня началось двоение в глазах, которое не проходит до сих пор. 16 января я улетела в Израиль на плановое обследование и консультацию. Естественно, заподозрили Mts в головной мозг. Но на МРТ с контрастом ничего плохого не обнаружено.
Описание МРТ от 21 января:
При сканировании головного мозга дислокации срединных структур не выявлено. Левый боковой желудочек ассиметрично расширен до 13,9 мм на уровне центральной части, остальные отделы желудочковой системы в размерах не увеличены. Перивентикулярные ткани не изменены. Участков патологической интенсивности сигнала в Т2 и Т1 взв.сканнах в паренхиме головного мозга не выявлено. Признаков объёмного процесса не отмечается. Патологических образований в структурах ствола головного мозга и полушариях мозжечка не определяется. Субарахноидальные конвекситальные пространства и щели коры головного мозга умеренно ассиметрично расширены. После в/в введения контраста участков аномального усиления интенсивности сигнала в паренхиме и оболочках головного мозга не выявлено. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Смешанная асимметричная гидроцефалия нормального давления.
Консилиум из онконевролога и онколога (профессор Котен - ведущий онколог Израиля) решили всё-таки назначить лучевую терапию на голову. Консилиум был уже после моего возвращения домой - заочно. Сейчас жду заключения и рекомендации в переводе на русский из Израиля. поэтому на руках ничего из их заключений нет - только со слов по телефону. Доктор, который меня курирует сообщил, что в мозге и оболочках ничего не обнаружено, но имеет место Mts в костях свода черепа. Возможно (это я уже додумываю сама) они подозревают какое-то диффузное злокачественное воспаление оболочек. Возможно, что это не видно на МРТ? Сейчас он рекомендовал мне найти срочно хорошего радиолога и обговорить с ним план лучевой терапии. С Вашим уходом из СООД я хороших радиологов не знаю sad. Я вообще не понимаю, как я приду к врачам с хорошим МРТ и скажу - облучите мне пожалуйста голову, меня не сочтут за сумасшедшую? И какое место облучать, если нет видимого очага?
Кроме двоения в глазах есть ещё умеренные головные боли и появляется чувство онемения в руках. Правда я относила раньше это на Mts  в позвоночнике.
Ещё предложили лучевую терапию на область таза - по результатам сцинтиграфии  - в верхних отделах позвоночника Mts "угасающие", а в тазу, правой бедренной кости и нижних отделах позвоночника достаточно активные. Правда они меня почти никак не беспокоят.
Александр Вячеславович, подскажите, к кому обратиться в Самаре. И что всё-таки делать с лучевой на голову?

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Здравствуйте Оксана! Ситуация как обычно не ясная. Насчет радиолога особых проблем нет - обращайтесь к Панкратову Александру Евгеньевичу, он хороший специалист по головному мозгу. Проблема в том, что не ясно, что лечить. Т.е не ясна точная зона поражения, не ясно есть ли поражение вообще. ПЭТ в этот раз не делали? Выписку Вам разве не дали? Насколько я понимаю, заключение по телефону не сообщают. Может есть возможность МРТ повторить, уже месяц прошел, если что то есть, то должна быть динамика. Посмотреть дополнительно череп и шейный отдел позвоночника, на хорошем аппарате, лучше в СОКОД. Но до этого посоветуйтесь с Панкратовым, найдете его в нашем отделении на Солнечной. Он может оценить снимки и расскажет что это за процедура. Если будут сложности - звоните мне немедленно.

9

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Добрый день, Александр Вячеславович! Большое Вам спасибо за совет - обратиться к Александру Евгеньевичу. Он очень внимательно отнёсся к моей проблеме. Мы сделали повторно МРТ с двойной дозой контраста, он лично посмотрел все изображения. Заключение то же - ассиметричная нормотензивная гидроцефалия. Очагов не нашли. КТ костей черепа показала наличие mts в костях черепа, но по словам Александра Евгеньевича и Мироновой Е.В. они под медикаментозным контролем - склеротического типа и их местоположение не может давать такие симптомы. А.Е. позвонил также в Петербург по поводу целесообразности проведения ПЭТ, но там ответили, что скорее всего тоже ничего не обнаружат, если на МРТ с двойным контрастом всё чисто. Если и есть какие-то микро MTS, то они бы не могли давать такой ярко выраженной симптоматики. В итоге Александр Евгенььевич сказал, что не видит показаний для проведения лучевой терапии, т.к. нет очагов поражения и порекомендовал обратиться к невропатологам и офтальмологам. У невропатолога была вчера. Завтра меня госпитализируют в неврологическое отделение с предварительным диагнозом - порез правого отводящего нерва. Буду надеяться, что вернут глаз на место, потому что за последние дни он стал заметно косить к носу. Приходится ходить в тёмных очках.
По поводу активных очагов в костях таза - А.Е. также отговорил меня от проведения лучевой на эту область, т.к. особых болей у меня в настоящий момент нет.  Вместо лучевой он порекомендовал мне введение стронция 89. Я уже навела справки в лаборатории радиоизотопной диагностики у доктора Александрова. Он так расхвалил этот препарат - и очаги уменьшаются вплоть до полного исчезновения в особо волшебных случаях, и лучевая нагрузка минимальная. В общем чудо из чудес. Почему-то только у нас никак не афишируется этот волшебный препарат. Ни от кого вообще не слыхала про него до разговора с Панкратовым и Александровым. Ни от химиотерапевтов, ни от онкологов. Ни у нас , ни в Израиле. Может этот препарат ещё недостаточно исследован?

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Здравствуйте Оксана! Стронций 89 давно известный препарат, на западе используется под маркой Метастрон. Используется при множественном поражении скелета. Изотоп фиксируется именно в зонах разрушения кости, поэтому дает не только обезболивающий эффект, но и противоопухолевое действие. Из осложнений - угнетение красного ростка крови, т.е. может снизится количество эритроцитов. Полагаю, решение об облучении головного мозга пока можно считать отсроченным. Пока не стал бы говорить, что снят на все 100. Через месяц МРТ следует повторить.

11

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Здравствуйте. Александр Вячеславович!
По поводу лечения двоения в глазах теперь всё более-менее ясно. 30 марта начинаю терапию.
Хотелось бы ещё поговорить о лечении mts в кости. Поражение множественное. Самочуствие ушудшается. Кости периодически болят. По вечерам начала подниматься температура, вероятно от этого? Кроме фемары и зометы, которые я сейчас принимаю  ничего больше не предлагают. О стронции 89 - доктора Александров и Панкратов считают, что это хорошее лечение, рекомендуют попробовать. Но Копп М.В. и мой участковый онколог - против. Считают, что никакого лечебного эффекта это не даст, а только показатели крови испортятся.
Так всё-таки попробовать или нет? На форумах в Интернете нашла очень хорошие отзывы пациентов. У многих после лечения возникла устойчивая ремиссия и даже регрессия очагов. Качество жизни тоже заметно улучшилось - уменьшились боли.
Ещё нашла где-то в Интернете о новом методе лечения mts в кости - по-моему где-то в РНЦРР, писал о нём доктор Назаров А.А. Якобы они совмещают введение стронция с дистанционным облучением наиболее активных очагов и добиваются полного их уничтожения. Но на сайте РНЦРР ничего про это не нашла...
Вы ничего про это не слышали?
Не хочется просто пассивно сидеть сложа руки и ждать печального конца....Надо наверно попробовать всё возможное...

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Зджравствуйте Оксана! Извините за задержку с ответом, я в отъезде. Насчет стронция. Действительно сложный вопрос. На самом деле угнетает кроветворение (красный росток). И на самом деле эффективен для лечения болевого синдрома. в данном случае показания есть и соответствуют общепринятым. Если еще есть резерв для химиотерапии можно подождать. Если все выбрали и химиотерапия не планируется, то что теряем? То о чем писал Назаров АА еще только наука, в процессе исследования. Однако, в любом случае эффект сочетанного облучения выше, поскольку при этом больше доза в очаге поражения.  Собственно, дистанционное облучение уже начали.

13

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Здравствуйте, Александр Вячеславович!
Лучевую терапию на основание черепа закончили 5 мая. Есть уже некоторый эффект от лечения - двоить в глазах стало меньше, при взгляде влево вообще не двоит, угол косоглазия уменьшился, иногда почти незаметен. Возможно со временем выправится совсем.
Лечение переносила очень тяжело. Зона сложная - рядом со стволом мозга. Всё лечение при поддержке дексаметазона. Сейчас постепенно снижаем дозу гормона. Пытались совсем от него уйти после окончания лучевой, но начинается ухудшение самочуствия. Вообще и сейчас испытываю довольно сильную слабость. При малейших физических усилиях - звон в ушах, темно в глазах, одышка. Как долго это может продолжаться?
Проблема с костными mts  всплыла с новой силой - такое ощущение, что после лучевой терапии (или на фоне дексаметазона, он же вымывает кальций из костей) все очаги в костях проснулись и ожили. Болят все, даже те, которые раньше не болели, появилось ощущение периодического онемения в ногах. Без обезболевающих почти не обхожусь. Записалась таки на начало июня на стронций у доктора Александрова. Хотя Копп М.В. по-прежнему против стронция. Я так поняла, что возможности химиотерапии ещё не исчерпаны, ещё не пробовали платину. Поэтому, хотя химиотерапия и не планируется пока, но имеется в виду.
Прямо не знаю как быть.
А красный росток крови угнетается насовсем или временно? Может и ничего страшного в этом нет? У меня показатели крови всегда были хорошие.

Re: Вопрос Филимонову А.В.

Здравствуйте Оксана! если по костям ухудшилось, то имеет смысл пролечить бифосфонатами (зомета например). Тяжело после облучения обычно около двух - трех недель, но после отмены или снижения дозы дексаметазона все может возвращаться. Снижать постепенно, медленно.
Стронций красный росток конечно угнетает, но не фатально. Восстанавливается.